Россияне больше не будут получать свидетельство о праве собственности на жилье.
15 июля вступил в силу закон, который отменяет выдачу такого документа. Вместо свидетельства владельцам недвижимости будут выдавать выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) — бумагу, которая описывает, кому именно принадлежит объект. Уже выданные свидетельства о праве собственности сохраняют юридическую силу, однако, по сути, становятся бесполезными: для проведения сделок с жильем этот документ не требуется.
Изменения не приведут к хаосу на рынке жилья, так как запрос выписки из ЕГРП и прежде был привычным этапом на сделке по обмену или купле-продаже, но собственникам жилья понадобится время, чтобы психологически привыкнуть к этому новшеству. В свое время собственники с недоверием восприняли простые бланки свидетельств, а сейчас вместо них будет выдаваться выписка из ЕГРП. Она будет немного отличаться от того варианта, по которому заказывают получение информации об объекте или субъекте недвижимости, поскольку здесь будет отображена вся та информация, которая была бы распечатана на бланке свидетельства. Для добропорядочных собственников никакой угрозы в этом нет.
Одно название
Новая выписка из ЕГРП не в полной мере дублирует старую, несмотря на то, что называются они одинаково. Важно различать выписку, удостоверяющую регистрацию права собственности на объект, и выписку, которая запрашивается дополнительно в Росреестре при продаже или покупке квартиры для подтверждения актуальности данных об объекте и владельце. Удостоверяющая выписка выдается по итогам процедуры регистрации прав на недвижимость, она представляет собой документ, подтверждающий, что на указанную в ней дату выдачи за определенным лицом зарегистрировано право на конкретный объект недвижимости, о чем в ЕГРП в соответствующий день сделана регистрационная запись под соответствующим номером. Документ можно получить как в бумажном, так и электронном виде.
Такая выписка из ЕГРП будет бесплатной, стоимость бланка уже включена в госпошлину за оформление сделки. Бланк свидетельства о праве собственности также автоматически включался в госпошлину, поэтому стоимость услуги по государственной регистрации сделки с 15 июля не изменится. До вступления в силу изменений в законодательстве заявитель мог выбрать: при регистрации права собственности получить свидетельство о регистрации собственности или выписку из ЕГРП, а с 15 июля 2016 года это может быть только выписка из ЕГРП — сообщают в Росреестре.
Старый формат выписок также сохраняется: в противовес «удостоверяющей» Росреестр называет ее «дополнительной». Эту выписку из ЕГРП, актуальную на дату запроса, можно будет получить в любой точке России независимо от места нахождения объекта недвижимости. Такую выписку из ЕГРП можно будет получить при наличии паспорта абсолютно любому гражданину РФ. В подобной справке будут указаны имя собственника, адрес, описание недвижимости, сведения о виде зарегистрированного права, дате и номере его регистрации, а также его обременения: имеется ли ипотека, арест и аналогичные сведения, но не будут указаны сведения о документах, на основании которых данные права зарегистрированы.
Дополнительная выписка, в отличие от удостоверяющей, будет оформляться за деньги. Стоимость бумажной версии при личном обращении в Росреестр составляет 200 руб., документ в электронном виде можно заказать за 150 руб. В случае запроса из другого региона стоимость вырастет до 300 руб.
Все выписки из ЕГРП будут бессрочными, говорится в законе. Впрочем, это не означает, что человек сможет пользоваться одной и той же выпиской во всех ситуациях. Для получения актуальной информации лучше запросить дополнительную выписку из ЕГРП, сведения которой будут действительны на дату запроса — уточняют представители Росреестра.
Кому же нужны выписки
Несмотря на замену свидетельств на выписки, процесс регистрации сделок с недвижимостью не изменится, сообщают в Росреестре. Ведомству и раньше не требовались ни свидетельство, ни выписка, так как Росреестр самостоятельно ведет Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Выписки запрашивали риэлторы и покупатели квартир для проверки юридической чистоты объекта: документ показывал, не заложена ли квартира и не находится ли она под арестом. Свидетельство, выдаваемое раньше лишь подтверждало, что собственник владеет данной недвижимостью. Основанием для возникновения права были и будут правоустанавливающие документы — договор купли-продажи, свидетельство о наследовании, справка ЖСК или свидетельство о приватизации.
Свидетельство о праве собственности всегда являлось дополнительным документом, а документы первого порядка — это договор участия в долевом строительстве, договор дарения, акт государственного органа власти о предоставлении помещения, договор купли-продажи и все остальные соглашения, в результате которых у человека возникает право собственности. Именно этот документ останется главным для каждого собственника в России, а выписки и свидетельства при этом оказываются необязательным элементом. Собственник и прежде не обязан был предоставлять в Росреестр свидетельство для регистрации перехода прав, если его право зарегистрировано в ЕГРП. При проведении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, при которой проверяется отсутствие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами и соответствующие права лица, обратившегося за регистрацией.
Таким образом, выписка остается сугубо добровольным документом. Менять режим и порядок работы регистраторов Росреестр не планирует, так как в связи с отменой свидетельств ничего не изменится ни в процедуре регистрации собственности, ни в действиях граждан при операциях на рынке недвижимости. Запрашивать выписки регулярно не было и не будет острой необходимостью. Этот документ будет требоваться в связи с какой-то конкретной операцией.
Продажа недвижимости через интернет
Одновременно с отходом от бумажного документооборота, в России происходит перевод регистрации сделок с жильем в электронный вид без привязки к месту, где физически находится дом или квартира. Зарегистрировать права собственности из любого региона можно уже сейчас с помощью интернета. С 1 июня 2015 года Росреестр начал принимать документы на государственную регистрацию прав в электронном виде на всей территории России — сообщили в Росреестре. После 1 января 2017 года можно будет подать документы на государственную регистрацию прав при личном визите в офис Федеральной кадастровой палаты или многофункционального центра в любой точке на территории РФ.